Технологии
Психоневрологический интернат – учреждение социального обслуживания, предназначенное для постоянного проживания престарелых и инвалидов (старше 18 лет), страдающих хроническими психическими заболеваниями, и предоставления им необходимых социальных услуг.
Основными видами реабилитации инвалидов являются медицинская, социальная и профессиональная. Профессиональная реабилитация инвалидов трудоспособного возраста, поэтому в данной работе этот вид реабилитации не рассматривается. Для лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями, в основном, актуальны два вида реабилитации: медицинская и социальная.
1.1 Медицинская реабилитация
Медицинская реабилитация – это комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к инвалидности: восстановительное лечение; профилактика осложнений; реконструктивная хирургия; физиотерапия; лечебная физкультура; психотерапия; протезирование и ортезирование.
Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные принципы медицинской реабилитации:
- своевременность
- этапность
- комплексность
- индивидуальность
- взаимосвязь медицинской реабилитации с другими видами реабилитаций.
Методы и формы медицинской реабилитации:
- реконструктивная хирургия
- восстановительная терапия (трудовая)
- протезирование
- ортезирование
- санаторно – курортное лечение
- реабилитация средствами физической культуры.
Остановимся более подробно на каждом из методов медицинской реабилитации.
Протезирование направлено на выполнение утраченных или врожденно отсутствующих органов и их функций с помощью искусственных аналогов. Протезирование конечностей осуществляется в России много лет. По данным 2007 года, в России число граждан, нуждающихся в различных видах протезно – ортопедической помощи, составило более 1 миллиона человек, из них 724,3 тыс. – инвалиды. В процессе протезирования можно выделить несколько этапов: изготовление протезного изделия, подбор и адаптация изделия к индивидуальным особенностям инвалида, обучение пользованию протезом. Оказание инвалидам протезно – ортопедической помощи осуществляется в соответствии с инструкцией «О порядке обеспечения населения протезно – ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов» (1991 год). Протезирование конечностей осуществляется инвалидам бесплатно, обеспечение ортопедической обувью – в зависимости от группы инвалидности индивида и сложности изделия – бесплатно или со скидкой. В настоящее время налажен выпуск большого количества разнообразных современных модулей, узлов и деталей для протезов на основе новых материалов.
Ортезирование представляет собой компенсацию частично или полностью утраченных функций опорно – двигательного аппарата с помощью дополнительных внешних устройств, которые обеспечивают выполнение этих функций.
Восстановительная (трудовая) терапия также является одним из методов медицинской реабилитации, как для лиц молодого возраста, так и для лиц пожилого возраста с ограниченными возможностями. Ее цель: восстановление и развитие нарушенных функций, формирование и восстановление навыков по самообслуживанию, ведению домашнего хозяйства, рукоделию, трудовых операций. Выделяют ряд требований к трудовой терапии:
- обеспечение многообразия трудового производства
- постепенное усложнение (от простого - к сложному)
- поддержание интереса к труду
- психологический комфорт
- наблюдение лечащим врачом и трудинструктором
- необходимо учитывать клинико – физические и социальные критерии инвалида.
Существуют два вида трудовой терапии: индивидуальные и групповые. Пояснения, данные формы не требуют, так как особенности вытекают из названия.
Различают три следующие формы трудотерапии:
- общеукрепляющая – восстановление физической толерантности (ранний этап реабилитации)
- восстанавливающая – это профилактика двигательных расстройств и восстановление нарушенных функций организма (адаптационный период реабилитации)
- производственная трудотерапия – восстановление нарушенного или формирование нового рабочего стереотипа (вырабатываются профессиональные навыки и умения).
Данный метод медицинской реабилитации эффективно применяется в стационарных учреждениях, в стационарных учреждениях социального обслуживания, в реабилитационных центрах, в центрах социального обслуживания на дому.
Ведущая роль в медицинской реабилитации принадлежит реабилитации средствами физической культуры. Это система мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию физических возможностей, интеллектуальных способностей, повышение функционального состояния организма, улучшение физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами адаптийной физкультуры в элементах спорта и спортивной подготовки.
Адаптийная физическая культура предназначена для людей со стойкими нарушениями функций из – за заболеваний, травм или врожденных дефектов. Направлена на стимуляцию позитивных реакций организма, формирует необходимые двигательные умения и навыки физических качеств и возможностей.
Средства физической реабилитации – физические упражнения. Они дают положительный эффект, когда подобраны с учетом индивидуальных возможностей индивида. Принципы реабилитации средствами физической культуры:
- индивидуальный подход
- сознательность
- системность
- цикличность
- умеренность воздействия.
При данном методе медицинской реабилитации полезна ЛФК – лечебно – физическая культура, которая изучает основы и методы использования средств физической культуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Предусмотрено пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности: право граждан на материальное обеспечение предусмотрено на весь срок нетрудоспособности.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, так как заболевший человек, прежде всего, нуждается в медицинской помощи.
Все другие формы реабилитации – психологическая, социально – экономическая, профессиональная, бытовая - проводятся наряду с медицинской.
Психологическая форма реабилитации – это воздействие на психическую сферу больного, на преодоление в его сознании представления о бесполезности лечения. Эта форма реабилитации сопровождает весь цикл лечебно – восстановительных мероприятий.
1.2 Социальная реабилитация
Социальная реабилитация – это система и процесс определения оптимальных режимов общественно и семейно – бытовой деятельности инвалидов в конкретно социально – средовых условиях и приспособлении их к потребностям инвалидов. Можно дать и другое определение: социальная реабилитация – это система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.*
В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у инвалидов и больных возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают различные виды социальной недостаточности:
- нарушение способности самообслуживания (лица с нарушениями опорно – двигательного аппарата, лица с психическими заболеваниями);
- нарушение способности передвижения;
- нарушение способности к трудовой деятельности (чаще данное нарушение бывает у всех категорий инвалидов);
- нарушение способности к обучению;
- нарушение способности к ориентации;
- нарушение способности к общению;
- нарушение способности контролировать свое поведение.
Социальная реабилитация включает в себя адаптацию и приспособление инвалида и, охватывая все сферы жизнедеятельности инвалидов, ставит перед собой следующую цель: восстановление способностей инвалида к самостоятельной, общественной и семейно – бытовой деятельности.
Социальная адаптация – это система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.*
В технологии социальной реабилитации можно выделить два направления:
1. социально – бытовая реабилитация;
2. социально – средовая реабилитация, которые будут осуществляться путем ориентации, образования и устройства в социальной среде.
Рассмотрим подробнее эти направления.
Социально – бытовая реабилитация заключается в приобретении или восстановлении утраченных в результате болезни, навыков самообслуживания и деятельности в быту, приспособление к новым условиям жизни.
Социально – бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Определим этапы социально – бытовой реабилитации:
1. Социально – бытовое устройство – это важный компонент, который отражает состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Социально – бытовое устройство осуществляется не только в индивидуальных оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных домах с комплексом социально – бытовых услуг, и в домах – интернатах. Социально- бытовая реабилитация – обучает человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние и адекватно реагировать на изменения. В процессе ориентации происходит знакомство инвалида с предметами и окружением социально – бытового назначения.
2. Обучение или образование – обучаем инвалида навыкам
3. самообслуживания в быту, персональной сохранности, режиму дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. Очень важно здесь обучение и просвещение членов семьи по различным вопросам.
Социально – средовая реабилитация – это приспособление к новой среде в обществе с целью создания оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе. Социально – средовая реабилитация подразумевает два процесса:
- приспособление социальной среды к возможностям инвалида, устранение препятствий;
- обучение инвалида жить в обычном социуме,
в результате этих процессов произойдет социализация инвалида, то есть его вхождение в общество. Как и в социально – бытовой реабилитации различают несколько этапов осуществления социально – средовой реабилитации:
1.Социально – средовая ориентация – осуществляется ориентация больного в окружающей среде (устанавливаются взаимоотношения с людьми, знакомство с территорией, на которую вышел наш клиент).
2.Социально – средовое образование – процесс обучения инвалида навыками пользования средой, навыка перемещения в среде, пользования транспортом, умением самостоятельно приобретать продукты и вещи (распоряжаться денежными средствами, пользоваться своими гражданскими правами и т. п.). На данном этапе важную роль играет обучение семьи.
3.Социально – средовая адаптация – это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладение навыками самостоятельного жизнеобеспечения.
Важный элемент реабилитационной деятельности составляет социокультурная реабилитация , так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально – культурных услуг, в доступных видах творчества, общении, восстановлении их самооценки.
Социальная реабилитация может достигаться только в результате совокупности действий всех направлений реабилитации, так как только в ходе их реализации возможно истинное и полноценное восстановление способностей индивида к социальному функционированию. Поэтому можно говорить, что понятие «социальная реабилитация» является обобщенным, выражающим итоговой качество форм и направлений.
1.3 Индивидуальная программа реабилитации
Осуществление всех направлений медико – социальной реабилитации происходит в рамках индивидуальной программы реабилитации (ИПР) (приложение № 16-17), которая дает возможность учитывать физические и психологические особенности инвалида и связанный с ним реабилитационный потенциал.
В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанная на основе решения Государственной службы медико – социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно – правовых норм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла – коляски, протезно – ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, другими аналогичными средствами. Основными принципами формирования индивидуальной программы реабилитации являются:
- инициативность
- непрерывность
- последовательность
- преемственность
- комплексность
структура индивидуальной программы реабилитации инвалида определена Примерным положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида. При формировании индивидуальной программы реабилитации необходимо определить:
- исполнителя (наименование учреждения);
- форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат, отделение дневного пребывания, клубная);
- сроки выполнения (даты начала и окончания реабилитационного мероприятия);
- объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий);
- прогнозируемые результаты (возможность компенсации ограничений жизнедеятельности, достижение самообслуживания, самостоятельного проживания, интеграции в общество).
При невыполнении индивидуальной программы реабилитации должна быть запись с указанием причины, подпись ответственного лица и печать. Инвалид подписывает разработанную Программу реабилитации. После разработки Программы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации подпись руководителя. Бюро МСЭ. Заключение о выполнении индивидуальной программы реабилитации является завершающим разделом программы реабилитации и содержит заключение о ходе выполнения программы, эффективности мероприятий. индивидуальная программа реабилитации, заполняемая на каждого больного, позволит проследить динамику его состояния, выяснить наиболее эффективные способы и средства и варьировать реабилитационное воздействие.
1.4 Технические средства реабилитации
Автомобили, кресла – коляски, протезно – ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающая аппаратура, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или субпереводом… Это далеко не весь перечень технических средств реабилитации. В последние годы в России успешно развивается реабилитационная индустрия для различных категорий инвалидов, но развивается недостаточно быстро и проблем в ней великое множество.
Технические средства реабилитации значительно облегчают жизнь граждан с ограниченными возможностями.
Социальная реабилитация граждан пожилого возраста в домах – интернатах получает особый ракурс. Она имеет своеобразие и отличие от сложившегося представления о социальной реабилитации. Это своеобразие объясняется рядом обстоятельств:
- преобладание граждан преклонного возраста (56,9 %), вместе с долгожителями они составляют 63,2 %;
- тяжелое состояние здоровья (в среднем у каждого проживающего выявлено более 7 болезней);
- ограниченная способность к самообслуживанию; неспособные и частично себя обслуживающие составляют 62,3 % проживающих;
- ограниченная способность к передвижению и осуществляющие двигательную активность в пределах палаты, составляют 44,6 % контингент домов – интернатов;
- изменения психики в пожилом возрасте проявляются в нарушениях памяти на новые события при сохранности воспроизведения данных, в расстройствах внимания (отвлекаемость, неустойчивость), в замедлении темпа мыслительных процессов, в нарушениях эмоциональной сферы, в снижении способности к хронологической и пространственной ориентировке; в нарушениях моторики (темп, плавность, точность, координация);
- изменения личности, характерные для преклонного возраста, выявлены полярные, контрастирующие черты: повышенная внушаемость, сосуществующая с ригидностью, выраженная сензитивность с нарастанием черствости, эмоциональной «сухости».
К возрастным особенностям личности относятся также обидчивость, эгоцентризм и другое. Указанные характеристики ставят под вопрос правомерность обслуживания их социальной реабилитации. Тем не менее, вопрос не только заслуживает внимания для рассмотрения, но и для определения перспективы развития и совершенствования ряда направлений реабилитационной деятельности в домах – интернатах.
Даже в высоко организованных учреждениях не удается избежать особенностей среды:
- ограниченные возможности занятости;
- монотонный образ жизни;
- ограниченность жизненного пространства;
- недостаток бытового комфорта;
- психологическая несовместимость проживающих;
- зависимость от окружающих;
- формальное отношение персонала.
Обе группы обстоятельств отражают особенностями социальной реабилитации лиц пожилого возраста в домах – интернатах.
Одной из ведущих проблем в создании реабилитационной среды в домах – интернатах является организация социально – психологической адаптации проживающих граждан.
Поступления в дом – интернат, изменение привычной жизнедеятельности является критическим моментом в жизни пожилого человека. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса – эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но и реагировать на изменения, происходящие в них самих. Процесс перестройки личности у пожилых людей происходит очень болезненно и сложно на фоне психологической уязвимости и нарастающей неспособности справиться с различными стрессами. Поэтому пожилые люди отличаются особой чувствительностью к проявлениям внимания, морально – психологической поддержке.
Начальный период проживания пожилых людей в доме – интернате состоит из трех основных этапов:
-поступление и пребывание в приемно – карантинном отделении;
расселение на постоянное место жительства;
период первых шести месяцев проживания.
Каждый из этих этапов характеризуется своими особенностями и различается целями и задачами в осуществлении социально – психологической адаптации, для которой важную роль играет информация о бытовом обслуживании, организации труда и досуга в домах – интернатах. Во избежание полного разрыва с прежним привычным образом жизни с целью получения информации об общественной жизни в приемно – карантинном отделении обязательно наличие радиоприемников, телевизора, больших настенных часов, календарей, наличие газет.
После двухнедельного проживания в приемно – карантинном отделении происходит расселение поступивших граждан по месту их основного проживания в доме – интернате, осложненное общением с незнакомыми, не всегда приятными людьми, строгая регламентация распорядка дня, возникают сложности совместного проживания. Из приемно – карантинного отделения пожилые люди должны попадать в спокойную, хорошо организованную среду адаптационного воздействия, которая формируется совместными усилиями врача, медсестер, трудинструктора, культработника, библиотекаря, младшего обслуживающего персонала и социальных работников.
Для успешной социальной реабилитации пожилых людей, проживающих в домах – интернатах, необходимо организовать их занятость – восстановить, оживить, стимулировать затухающую деятельность и движение, что будет способствовать насыщению жизни осмысленным содержанием и продлению самой жизни.
Особое место в социально – реабилитирующем воздействии на пожилых людей в домах – интернатах занимает трудовая терапия - социально организованный вид занятости с использованием научно обоснованных рекомендаций с учетом соматического здоровья данной категории граждан, их интересов и желаний, которая является показателем активного образа жизни. Также осуществляются мероприятия по вовлечению пожилых людей в общественно – полезную, активную деятельность6 дежурства у входа, у телефона, на жилых этажах, работа в культурно – бытовых комиссиях, участие в художественной самодеятельности, проведение и участие санитарных мероприятий, пропаганда важности и необходимости сохранения активного образа жизни, санитарно – подготовительной работы.
Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые люди и инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей; вынужденно объединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется при з накам и, составляющими понятие «госпиталuз м» . К этим признакам относятся:
- монотонный образ жизни;
- ограниченность связей с внешним миром;
- бедность впечатлений;
- скученность, недостаточность жизненного пространства;
- зависимость от персонала;
- ограниченные возможности занятости;
- регламентированность деятельности социального учреждения.
Многолетнее воздействие этой средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующие ограничение их интересов и желаний, в результате чего они становятся похожими друг на друга по поведению, по внешней экспрессии. Этот перечень проблем требует проведения мероприятий, направленных на активизацию деятельности инвалидов, восстановление либо формирование их коммуникативной деятельности, социальную адаптацию и реабилитацию, в связи с чем неотъемлемым направлением деятельности стационарного учреждения социальногообслуживания является социальная работа, а в настоящее время и социально-реабилитационная работа.
Цель социальной и социально - реабилитацuонной работы - это социальная адаптация лиц пожилоговозраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
Гла в на я з а д ача с о циа л ьн о й и с оциа ль н о -р е абu л итационн о й раб о ты состоит в том, чтобы связать пенсионера, инвалида, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенного статуса.
Решение данной з адачи возможно через:
1)социальную адаптацию и реабилитацию;
2)создание благоприятного социально-психологического климата;
3)развитие двигательной активности клиентов (самообслуживание, посильная трудовая занятость, восстановление утраченных навыков);
4) объединение пожилых людей и инвалидов, желающих общаться,
умеющими и желающими поделиться своими знаниями, умениями;
5) поиск возможностей получить заряд бодрости, вдохновения, настрой на преодоление бытовых трудностей, направить свои знания, опыт на пользу людям, нуждающимся помощи;
6) формирование групп само- и взаимопомощи.
Основными принципа м и социал ь ной и с оциа л ьно-р е аби л итационн о й работы являются добровольность участия, гуманность, доступность, толерантность, приоритет желаний и потребностей клиента, дифференцированный подход к человеку с учетом его индивидуальных, психологических и социальных особенностей.
Опираясь на знания о возрастных особенностях пожилых людей и инвалидов, можно выделить основные Формы работы при организации социальной и социально-реабилитационной работы:
·разновозрастная работа (подразумевает индивидуальные или групповые занятия, как с молодыми инвалидами, так и с людьми пожилого возраста);
·групповая работа с элементами индивидуальной (к методам групповой работы по данному направлению относятся: устные методы (беседы, лекции, диспуты, дискуссии); метод познания жизни через художественные образы литературы и искусства; наблюдения, опросы, анкетирование).
Важно отметить, что при осуществлении социальной и социально реабилитационной работы мы должны учитывать ос но в ны е факторы , влияющие на уровень и качество предоставляемых клиенту услуг:
- характеристика кадров;
- материально-техническая база учреждения.
Для осуществления социально-реабилитационной направленности в деятельности муниципальных стационарных учреждений согласно штатным расписаниям предусмотрены следующие специалисты:
- специалист по социальной работе;
- культорганизатор;
- психолог;
- инструктор ЛФК.
Теперь более подробно остановимся на организации социальной u соцuально - реабилитационной работы, в связи с чем рассмотрим основные организационно - методические аспекты, направления, содержание деятельности, методы, а также критерии эффективности данного вида работы муниципального стационарного учреждения.
К основным направлениям социальной и социально-реабилитационной работы можно отнести:
- поэтапная социальная адаптация вновь прибывающих клиентов к проживанию в условиях стационара;
- проведение социальной диагностики;
- создание благоприятного психологического микроклимата;
- организация занятости клиентов;
- организация содержательного досуга клиентов;
- поддержание семейных и родственных связей;
- работа по сохранению общественно-полезной активности;
- социально-трудовая (профессиональная) реабилитация;
- социально-культурная реабилитация;
- реабилитация средствами физкультуры и спорта;
- защита личных и имущественных прав клиентов и др.
Обобщая эти направления работы, можно выделить 3 блока направлений в системе социальной и социально-реабилитационно й работы :
1)терапия средой;
2)терапия трудом;
3)терапия занятостью.
Рассмотрим эти блоки поподробнее.
Терапия средой. Реализация реабилитационных задач в учреждениях невозможна без создания терапевтической среды (терапии средой или социальносредовой реабилитации) - особой атмосферы взаимопонимания, деятельности, занятости, востребованности инвалидов в общественно-полезном труде. Именно терапия средой способствует более успешной адаптации и реабилитации лиц, проживающих в интернатах. Она включает в себя: создание благоприятного психологического климата, предупреждение болезненных реакций, сохранение целесообразной активности, оптимальное устройство и оснащение учреждений специальными техническими средствами помощи инвалидам, удачную архитектуру и дизайн помещений. В ней сочетается влияние различных факторовсреды: непосредственного окружения, обслуживания, обучения, эстетического воздействия и т.д.
Для обеспечения адекватного реабилитационного процесса клиент должен иметь возможность обратиться к персоналу тогда, когда ему это нужно. Индивидуализация и вежливость, внимательное отношение к просьбам и жалобам - все это создает атмосферу, уважающую человеческое достоинство лиц, проживающих в интернате.
Таким образом, деятельность специалистов по социальной работе в данном направлении имеет многоаспектный характер.
Главное, важно помнить, что содержание· деятельности специалиста, применение форм и методов социальной работы зависит от этапа прохождения клиентом социально-психологической адаптации. Наиболее значимые этапы:
пребывание в приемно-карантинном отделении;
первые три месяца;
постоянное проживание.
В связи с этим, в стационарном учреждении существенная. роль отводится бытовому устройству проживающих, созданию комфортных условий проживания, обеспечению возможностей межличностных контактов на основе общности интересов с учетом коммуникативных способностей проживающих.
В вопросе создания комфортных социально - бытовых условий специалиста п о социальной работе :
- разрабатывает конкретные предложения о создании комфортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для отдыха и трудовой деятельности;
- формирует и выявляет потребности у инвалидов в более комфортной окружающей среде;
- обучает инвалидов умению самим создавать комфорт, уют, совершенствовать интерьер;
- реализует совместными усилиями конкретные меры по улучшению комфортных условий для проживания инвалидов.
Организуя и возглавляя данное направление деятельности, специалист по социальной работе выступает и как организатор, и как социальный психолог (изучающий и формирующий потребности инвалидов), и как социальный педагог, обучающий приемам создания комфорта. Следует особо отметить, что комфортные условия быта, уют, чистота, красивый интерьер жилых и других помещений создает надежную предпосылку для успешного проведения реабилитационных мероприятий.
Таким образом, в социально-бытовой адаптации инвалидов роль специалиста по социальной работе, несомненно, занимает ведущее положение. Важно помнить, что для некоторых инвалидов с тяжелыми заболеваниями' иные формы реабилитации (трудовая, профессиональная) могут быть недоступны, и поэтому все реабилитационные мероприятия могут ограничиться социально-бытовой адаптацией (как максимально достижимой), когда человек чувствует себя комфортно и спокойно в новой обстановке, не испытывает тревоги в незнакомой среде.
Другим немало важным моментом в терапии средой является организация досуговой деятельности клиентов.
Роль специалиста по социальной работе в организации досуга инвалидов , (особенно в тех учреждениях, где нет соответствующих специалистов), состоит в осуществлении нескольких этапов :
- изучение (с помощью врача) особенностей состояния здоровья пожилых людей и инвалидов;
- группировка клиентов, создание микросоциальных групп для формирования (восстановления) социальных навыков;
- изучение потребностей проживающих в досуговой деятельности;
- последующая экспертная оценка выявленных потребностей в досуге;
- организация досуга;
- разработка критериев и оценка эффективности досуговой деятельности (оживление эмоциональности, упорядочение поведения, стимулирование интересов, побуждение активности и инициативы и т.д.).
Досуговая деятельность предполагает спонтанное участие человека в соответствии с его потребностями, интересами, установками. То есть, в обычных условиях вид досуга активно выбирает сам человек в меру сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек или развивающихся интересов. Для некоторых клиентов следствием длительного пребывания в интернате является распад потребности в досуге. Но, между тем, для большей части проживающих потребность в досуговой деятельности имеется.
В реабилитационных целях важным является то, что в большей степени развивает силы человека та деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных ценностей и отдачу результатов своего труда другим. Поэтому при отборе видов досуговых занятий приоритетным становится их практическая полезность, а развлекательный характер вторичен.
С содержательной точки зрения технологии культурно – досуговой деятельности (социокультурные технологии) включают в себя :
- мероприятия, посвященные государственным, местным, народным, крупным личным датам и событиям (праздники, конкурсы, фестивали);
- художественное творчество (музыкальное, песенное, танцевальное, фольклорное, декоративно-прикладное творчество);
- работа с периодическими изданиями и книжным фондом;
- экскурсионная деятельность;
- коммуникативная деятельность (беседы, лекции, обсуждение, чаепития, посиделки);
- спокойный пассивный отдых (просмотр телепередач и видеопрограмм, слушание радио);
- посещение культурно - досуговых учреждений за пределами интерната концертная деятельность как самих проживающих, так и приглашенных исполнителей;
- оздоровительные мероприятия и выезды на природу, турпоходы;
- лекционно-просветительская деятельность и т.д.
На сегодняшний день в интернате сформировались 3 наиболее востребованные пожилыми людьми тесно взаимосвязанные блока работы :
- физкультурно-оздоровительный, целью которого является улучшение состояния здоровья, предупреждение развития ряда заболеваний внутренних органов и, как следствие, замедление процессов старения;
- культурно - досуговый, целью которого является организация и обеспечение досуга путем содержательного заполнения свободного времени;
- информационный (просветительский), целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам.
Анализ социореабилитационных и культурно – массовых мероприятий позволяет сделать вывод о том, что в большинстве учреждений существует целый комплекс культурно - досуговой деятельности. Социокультурные мероприятия проводятся с учетом возрастных, психологических, клинических особенностей проживающих, их образовательного уровня двигательной и социальной активности, наклонностей, интересов.
В связи преклонным возрастом и малоподвижностью большей части клиентов муниципальных домов-интернатов, возможности в различных формах социокультурных мероприятий ограничены. Тем не менее, в учреждениях активно отмечаются народные, православныеи государственные праздники, дни именинника. Клиентами выписываются периодические печатные издания. Распространенными формами организации досуга являются музыкальные часы, фольклорные праздники. Интересно проходят циклы исторических бесед, проводятся дни здоровья, прогулки на свежем воздухе. Большой интерес клиенты проявляют к играм в домино, шашки, шахматы, пазлы.
Терапия трудом и терапия занятости . Ведущим направлением в системе социальной и социально-реабилитационной работы в стационарных учреждениях является организация занятости . Она осуществляется в учреждениях по дв ум основным направлениям : трудовая деятельность в рамках трудовой терапии, а также трудовые процессы на уровне терапии занятостью, которые способствуют адаптации и активизации жизненной позиции проживающих.
Основными видами организации трудовой терапии в муниципальных учреждениях остаются :
- работа на приусадебном участке;
- хозяйственная работа в учреждениях.
В интернате имеются грядки для зелени, теплица, клумбы, где клиенты, частично сохранившие способность к самообслуживанию, занимаются огородничеством. Созданы хозяйственные бригады по обслуживанию нужд учреждения, где клиенты помогают сотрудникам в уборке территории, ремонтируют одежду, мебель.
Кроме того, в организации жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания большое значение имеет терапия занятостью . Она представлена занятиями прикладного характера (в основном, кружковой деятельностью), занятиями по способностям, а также участием проживающих в коллективных мероприятиях социокультурного характера. Кружковая работа вмуниципальных домах-интернатах малой вместимости представлена в следующих видах: мягкая игрушка, аппликация, рисование, оригами, лоскутное шитье, вязание крючком, бисероплетение, макраме, папье-маше, алмазная мозаика, картины в технике папертоль.
Эффективность социальной и социально- реабилитационной работы оценивается по степени изменения таких показателей как: приобретение или восстановление навыков самообслуживания, расширение круга интересов, привлечение к трудотерапии, восстановление коммуникативных способностей, вовлеченность в общественную, культурную и спортивную жизнь интерната. В результате правильно организованной социальной работы снижается общая и ситуационная тревога, возникают положительные эмоции, улучшается настроение, нормализуется давление клиентов, происходит оздоровление социально – психологического климата, снижается количество конфликтных ситуаций.
2.2 Роль социальных работников в социальной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях
Роль социального работника имеет важное значение в социальной реабилитации граждан, проживающих в домах – интернатах во время всего их жизненного цикла и начинается буквально с первых шагов. Едва человек переступил порог дома – интерната, он должен быть сразу же окружен вниманием и заботой обслуживающего персонала. Необходимо разъяснить функции этого учреждения, ознакомить поступивших с распорядком дня, с расположением бытовых служб и медицинских кабинетов, часами работы администрации и так далее; провести беседу, ознакомление с условиями жизни в доме – интернате. В дальнейшем социальные работники помогают обеспечить адаптацию пожилого человека в новых условиях. Для этого необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого возраста, наклонностях и интересах, установках и привычках. Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств социальный работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного проживания. Социальным медицинским персоналом, используя данные из истории болезни, о прошлой жизни человека, знакомится с состоянием его здоровья, возможностями к передвижению и степенью сохранности к самообслуживанию.
Социальный работник как специалист, владеющий основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии и социальной педагогике, помогает найти пожилым людям, проживающим в доме – интернате свое место в коллективе и ослабит негативное влияние, связанное с резкой сменой жизненного стереотипа и вызванного этим эмоционального перенапряжения.
Также важно сказать несколько слов о психологической подготовке социального работника и о ее значении в профессиональной деятельности.
Профессиональная компетентность социального работника находится в прямой зависимости от его психологической компетентности. Все категории социальных работников в определенном смысле являются практическими психологами и должны иметь достаточно высокий уровень психологической подготовки. Именно это обеспечивает им достижение эффективных результатов при выполнении своих обязанностей.
Поэтому не случайно при подготовке социальных работников достаточно большой объем часов отводится дисциплинам психологического профиля, таким, как психология человека, возрастная психология, социальная психология и другое. Усложнение социальной ситуации в последние годы еще более повышает требования к качеству подготовки специалистов по работе с разными группами населения, к формированию у них навыков взаимодействия с трудными клиентами. В современной практике социальной работы специалистам приходится сталкиваться с кризисами людей в различных возрастных группах.
Социальные работники в ходе своей профессиональной деятельности практически взаимодействуют с людьми, помогают отдельному человеку, группам, уязвимым социальным слоям населения в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. В связи с этим они остро нуждаются в знаниях и умениях социально – психологического характера, без которых сложно достичь планируемых целей общения.
Социальный работник как никто другой должен обладать способностью понимания другого человека, находящегося, как правило, в затруднительной ситуации, в беде, нуждающегося в поддержке и помощи. В то же время понимание другого основывается на понимании себя.